
2) Расследование.
После получения сигнала и первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:
а) имело ли место нарушение прав ребенка;
б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье, есть
ли риск возникновения жестокого обращения в ближайшем будущем.
Такую проверку могут проводить как специалисты учреждений и организаций, так и СО НКО работающие с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству, с обязательным предоставлением в дальнейшем итоговой информации по результатам проверки для принятия окончательного решения по данному сигналу.
Важная процедура этого этапа работы — оценка безопасности нахождения ребенка в семье.
Ее цель — выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка, т. е. тщательное и своевременное определение детей, находящихся в опасности.
Еще одной целью оценки степени безопасности является получение информации, позволяющей социальным работникам, в том числе и сотрудникам СО НКО, спланировать действия, обеспечивающие наименьшее вмешательство в жизнь семьи.
Это инновационное требование — учитывать при обеспечении безопасности ребенка возможности не только государственных учреждений, но прежде ресурсы самой семьи, ее ближайшего окружения.
На основании полученной информации должен быть разработан план обеспечения безопасности ребенка, позволяющий нейтрализовать обнаруженные непосредственные угрозы и максимально сохранить возможность для ребенка остаться в семье.
План по обеспечению безопасности должен:
— четко определить угрозы для безопасности ребенка;
— быть с четко поставленными сроками действий;
— быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия);
— быть детализированным;
— определить лиц, которые привлекаются для обеспечения безопасности ребенка, с указанием их роли, условий вовлечения и степени ответственности;
— включать возможность мониторинга за исполнением плана.
Процедура оценки риска жестокого обращения и нарушения прав ребенка заключается в проведении последовательной оценки степени выраженности факторов, способствующих возникновению жестокого обращения с ребенком в его семье, а также влияющих на его уязвимость в отношении жестокого обращения с ним.
Взрослые члены семьи имеют право участвовать в проведении оценки риска жестокого обращения в семье, обсуждая со специалистом результаты его оценки по каждому из рассматриваемых факторов.
Такой порядок проведения процедуры помогает родителям понять причины вмешательства специалистов в дела семьи, а специалистам продемонстрировать свою поддерживающую профессиональную позицию.
Специалист должен, в случае если ему необходимо получить дополнительную информацию, провести опрос представителей ближайшего окружения семьи, специалистов, которые работали с членами семьи (врачи, педагоги, социальные работники, и пр.).
Итоговая оценка риска является интегральной оценкой, получаемой на основании анализа всего объема собранной информации.
Основной проблемой на этом этапе является то, что до настоящего времени (пока работа велась в основном с хроническими семейными кризисами) оценка риска жестокого обращения проводилась достаточно формально, чаще всего на основании личного экспертного решения специалиста.
Как только специалисты начинают работать с семьями на ранней стадии кризиса — ситуация семейного неблагополучия становится не такой явной и очевидной, поэтому появляется острая потребность в специальных инструментах, позволяющих определить основные факторы риска жестокого обращения с ребенком в его семье и вероятность его повторения в будущем.
Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения разработан и апробирован полный комплект рабочих и методических материалов, необходимых для осуществления этой деятельности на практике.
В настоящее время он размещен на сайте фонда и в ближайшее время будет размещён на сайте БФ Волонтеры «Сердце Севастополя», а так же в наших официальных группах в социальных сетях.
Эта деятельность описана в стандарте услуги «Оценка безопасности и риска жестокого обращения с ребенком».