
Более 80 % детей, оставшихся без попечения родителей, являются «социальными» сиротами, имея в живых хотя бы одного из родителей.
Конечно же не бывает так, чтобы сегодня семья ничем не отличалась от любой обычной семьи, а завтра возникли основания обращаться в суд с иском о лишении родителей права воспитывать собственных
детей.
Возникновению угрозы нанесения ребенку серьезного вреда
предшествует длительный процесс развития в семье кризиса, нарушения детско-родительских отношений, постепенной эскалации насилия над детьми или пренебрежения их основными потребностями.
Еще есть привычка объяснять сиротство исключительно причинами социального характера: бедность, безработица, алкоголизм и иже с этим.
В шаблоном так сказать представлении бедность и социальные проблемы неизбежно должны приводить к тому, что ребенок оказывается без помощи и поддержки.
Многие также склонны винить родителей в утрате желания воспитывать детей, в нарушении своих обязанностей и как следствие ставить вопрос об усилении мер наказания.
Но известно огромное количество семей, переживших серьезные экономические и социальные кризисы и сумевшие сохранить своих детей.
Социальные факторы приводят к сиротству только при наличии других — прежде всего психологических проблем у родителей, детей, семьи в целом.
Существует группа семей, имеющих невысокий потенциал для преодоления жизненных трудностей, которые могут встать на пути у каждой семьи.
Внешние факторы — потеря работы или дохода, уход из жизни представителей старшего поколения, конфликт, смена места жительства — все это может вызвать сильный стресс, смену семейных ролей и затруднить нормальный процесс воспитания детей.
Дети — неотъемлемая часть семьи как единой системы.
В сложной ситуации, когда дети
страдают от недостатка внимания или от насилия, у них происходят изменения эмоциональной сферы и соответственно — поведения.
В свою очередь, изменения у детей негативно сказываются на родителях, которые теряют над
ними контроль и делают попытки дисциплинировать их.
Замкнутый круг стресс — насилие — усиление стресса — усиление насилия приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности семьи.
При отсутствии помощи кризис в семье нарастает.
Группа риска по социальному сиротству характеризуется прежде всего, низким социальным статусом семей.
Психологическими факторами развития кризиса служат нарушения привязанности, негативный опыт родителей, связанный с пережитым в детстве насилием, низкая компетентность в вопросах воспитания (отсутвие старшего поколения, шаблона семьи и другие факторы).
Для того чтобы предотвратить попадание детей из таких семей в
категорию социальных сирот, необходимо своевременно оказать семье комплексную и профессиональную помощь, дать ей необходимый ресурс для преодоления сложной жизненной ситуации.
Такая помощь направлена прежде всего не на восполнение утраченного дохода или отучение от алкоголя, но призвана решить задачи реабилитации семьи, восстановления ее способностей самостоятельно ухаживать за детьми, обеспечивать им минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей в зависимости от их возраста, не допускать нанесения серьезного вреда.
В этом процессе неизбежны два участника — оказывающий помощь и сама семья, которая постепенно берет на себя больше ответственности за детей.
Работа по реабилитации семьи основана на использовании сильных сторон и ресурсов, которые у семьи сохранились: желания сохранить ребенка, помощи близких, позитивных навыков родителей.
Такую работу чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях просто невозможно успешно вести с семьями, кризис в которых длится уже много лет.
В таких семьях просто нет уже ресурсов и возможностей для восстановления нормальных
функций может практически не остаться.
Именно поэтому так важно
выявление и начало оказания помощи на ранней стадии, когда проблемы только появились.
Дети из семей группы риска также являются отдельной целевой
группой для оказания помощи.
Находясь в ситуации, когда семья их не принимает или практикует по отношению к ним различные формы насилия, такие дети нуждаются в реабилитационных программах с целью обеспечения комфортной среды в школе и в социальном окружении, преодолении травматического опыта, адаптации.